» » Янина Павленко: Крымское вино – плод любви земли, солнца и человеческих рук. Интервью гендиректора ФГУП «ПАО Массандра» «Крымской газете»

Янина Павленко: Крымское вино – плод любви земли, солнца и человеческих рук. Интервью гендиректора ФГУП «ПАО Массандра» «Крымской газете»

Винодельческий комбинат «Массандра» – одно из крупнейших предприятий СНГ по выращиванию винограда и самая большая винотека
в мире, занесённая в Книгу рекордов Гиннесса. Словосочетание «массандровские вина» больше ста лет является синонимом отличного качества. «Газета» пообщалась с гендиректором «Массандры», чтобы узнать, каковы перспективы виноделия в Крыму.


 

– Недавно Минимущества Крыма объявило об аукционе земель сельскохозяйственного назначения в Гурзуфе. Было сказано, что до недавнего времени они входили в состав имущественного комплекса «Массандра», а потом были переданы в Управление делами президента…

– Эти земли никогда не входили в Федеральное государственное унитарное предприятие «ПАО Массандра». Они точно не имеют к нам никакого отношения. Все земли, которые были переданы нашему предприятию, у нас в наличии. Политика Управления делами президента совершенная иная, и ни в коем случае ни один клочок драгоценной земли, на которой рождаются вина, не будет отдан. Более того, территориальное Управление делами президента провело огромную работу по сбору массандровских земель. Всего мы получим 11 тысяч гектаров земли.

– Ольга Ковитиди (член Совета Федерации Федерального Собрания РФ от Крыма. – Авт.) в интервью подчеркнула необходимость ребрендинга (обновления. – Авт.) крымских вин. Вы с этим согласны?

– Всё зависит от того, как мы будем воспринимать слово «ребрендинг». Менять позиционирование вин Массандры необходимо. Мы проводим ребрендинг нашего вина с точки зрения его оформления. У нас ведь огромная линейка: более 70 марок. Потребителю, который не является приверженцем наших вин, сложно понять, чем они отличаются. Весной 2016 года мы планируем презентовать новый дизайн бутылок. Но мы ни в коем случае не изменим содержание.

– Харьковский завод шампанских вин сообщил о выпуске игристых вин под маркой крымского «Нового Света». Кроме того, на предприятии намерены освоить производство ещё и «Массандры». Какой будет реакция крымчан?

– Думаю, «Новый Свет» сам отреагирует на это заявление. Оба эти завода создавались князем Голицыным более ста лет назад именно на крымской земле, вся уникальность заключается в почвенно-климатических условиях. Крым как виноградарский, винодельческий регион уникален. Здесь рождаются вина, которые не просто могут соревноваться, а и опережают во многом по своим органолептическим свойствам другие вина. Можно заявлять всё, что угодно. Не нужно забывать, что эти заводы были созданы столетия назад в Российской империи, украинскими они априори не могут быть. Мы будем судиться с каждой попыткой создать фальсификат нашего бренда. Продукт, выпущенный не на ЮБК, не может называться «Массандрой».

– 11 сентября завод «Массандра» посетили Владимир Путин и бывший глава итальянского правительства Сильвио Берлускони. Что пили известные политики?

– Пили – громко сказано, потому что на самом деле это была дегустация. Наш президент и итальянский гость очень высоко оценили качество массандровских вин. Это было наивысшим признанием работы наших виноградарей и виноделов. Угощали мы, как считаем, лучшими образцами. Для нас этот визит – огромная честь. Надеюсь, что в лице Владимира Путина и Сильвио Берлускони мы найдём ценителей массандровского вина.

– «Массандра» планирует продать бутылку «Херес де ла Фронтера» 1775 года на аукционе за 1 млн евро. Это реально?

– Действительно, такие намерения есть. Мы собираемся реализовать часть массандровской коллекции, но совсем немного. Потому что наша главная задача – сохранять и приумножать, а не распродавать всё подряд, как это было в прежние годы. К огромному сожалению, в прошедшие годы гордились тем, что продавали много коллекционных вин. Доставали и продавали старые вина, а закладывали молодые, которыми «Массандра» будет гордиться только через десятки и сотни лет. Мы будем максимально сохранять старые вина, выставляя на продажу ограниченное количество. А деньги от продажи «Херес де ла Фронтера» пойдут исключительно на техническое перевооружение и закладку новых виноградников.

– Погреба «Массандры» сильно истощены, какими винами пополняете новые коллекции?

– Слово «истощены» явно не подходит. Всё-таки массандровская коллекция была, есть и будет самой богатой во всей Европе. Сейчас насчитывается более миллиона бутылок вина. В этом году мы заложили уже семьдесят тысяч бутылок десяти марок, несмотря на то что реализовано будет всего 12 тысяч.

– Планируется ли выращивать новые сорта винограда для новых видов вин? Или вы консерваторы?

– Полагаю, что не только «Массандра», но и многие другие винодельческие дома Крыма должны перестать засматриваться на Европу, как этого хотел Лев Голицын. Надо думать о том, как делать вино из автохтонных сортов винограда, которые исконно произрастали на территории Крыма. Их более 25: белый кокур, ким-кара, кефесия, кок-пандас, сары-пандас и другие. Конечно, проще всего делать то, что мы уже имеем. Но отныне «Массандра» будет делать упор на развитие автохтонных сортов. Безусловно, я не умаляю качества европейских лоз, потому что сегодня огромная проблема Крыма – отсутствие питомников. Есть только два места, где можно купить саженцы, но не того количества и качества. И нам по-прежнему приходиться прибегать к услугам наших европейских партнёров. Развитие питомниководства – приоритетное направление крымской винодельческой программы Министерства сельского хозяйства в Крыму. И я знаю, что оно скоро будет воплощено в жизнь.

– Блэкаут дал идею экскурсии «Вино и свечи»…

– Да, и она стала очень популярной. Мы в этом плане благодарны сложившейся ситуации (смеётся). Экономика «Массандры» от этого только преуспела. Мы получили большое количество туристов. Свечи дают возможность людям окунуться в необыкновенную атмосферу наших тоннелей.

– Свет уже есть, экскурсия останется в прошлом?

– Нет, теперь она будет постоянной в память о попытке Украины создать у нас блэкаут (смеётся).

– Уже не впервые к вам приезжают иностранные виноделы. Они привозят конкретные предложения по бизнесу?

– «Массандру» посещают очень именитые гости из-за границы. И вопреки санкциям, все наши связи с европейскими партнёрами сохранились. Совсем недавно у меня была встреча с генеральным директором Международной организации винограда и вина Жан-Мари Ораном в Москве. Мы говорили, что для развития отрасли важны взаимоотношения, договорились о продолжении нашего сотрудничества. Более того, мы планируем уже в следующем году провести международный конкурс вин в Массандре. И когда все эти политические инсинуации пройдут, Массандра выйдет из санкционного списка, надеюсь, конкурс приобретёт мировой масштаб.

– Безусловно, продажи увеличились. Раньше около 50% продавалось на украинском рынке, а всё остальное шло на внешний. Сегодня «Массандра» при увеличении объёма производства без украинского рынка абсолютно всё продала. Нам полностью открылся российский рынок. Всё-таки если сравнивать 40-миллионный потребительский рынок Украины и 150- миллионный российский, мы понимаем, что у нас перспектив для наращивания производства очень много. Единственная загвоздка – в России потребитель разбалован европейскими и иными мировыми винами, и мы должны соответствовать этому высокому требованию. В этом нам как раз и поможет ребрендинг внешнего вида бутылок. А качество нашего вина может поспорить с любыми европейскими. Всё-таки вино, выращенное на крымской земле, – плод любви земли, солнца и человеческих рук. А у нас этого в избытке.

– Ходили слухи, что многие крымские винодельческие дома используют импортные концентраты?

– Полгода назад крымские виноделы доверили мне возглавлять общественную организацию – Крымское бюро винограда и вина. И я совершено ответственно заявляю, что мне неизвестен ни один случай использования каких-либо концентратов для производства вин. Более того, и слухов таких не знала. Мне знаком единственный слух, что собственных виноматериалов для производства крымских вин нет в том количестве, в котором они сегодня востребованы на российском рынке. Скажу за «Массандру» – у нас их в избытке. Поэтому мы и имеем такие планы по наращиванию производства. Каждая бутылочка вина, которую вы видите на прилавке, рождается исключительно из нашего с любовью выращенного винограда.

– Улучшаете условия работы для своих сотрудников?

– Первое, что было сделано мной в качестве руководителя «Массандры», – зарплата всех работников была повышена в среднем на 20%. Мы предоставляем различные льготы по коллективному договору. А к Новому году придумали замечательное поощрение – подарить каждому работнику по шесть бутылок массандровских вин.

– А вообще кадровая проблема существует?

– В этом году на уборку винограда и агротехнические мероприятия к нам поехали люди из России. Проблемы с рабочими руками у нас не было. А что касается узких специалистов, эта проблема стояла всегда, но не остро. Хорошо образованные люди сейчас уезжают в большие города. В этом я их понимаю. Но хочу отметить, что в «Массандре» работают лучшие специалисты в этой сфере. Подтверждение – качество наших вин.

– Какие проблемы в вашем секторе бизнеса вы считаете основными?

– Мое жизненное кредо – нерешаемых вопросов нет. Все проблемы, которые возникают, тут же решаются. Сегодняшняя поддержка государства даёт нам возможность урегулировать любые вопросы, которые возникают. К тому же меня окружает великолепный коллектив. Этот симбиоз даёт толчок для развития не только нашему винзаводу, но и всей отрасли в Крыму. Знаю планы Правительства России по развитию нашей отрасли в республике – будущий 2016 год ознаменуется расцветом виноделия.

– Личным секретом успеха поделитесь?

– Главный секрет – правильно сформулированная цель. Ну и второй, не менее важный – любить себя и окружающих людей.

– Как проводите свободное время?

– Не поверите, на заводе (смеётся). Обожаю читать, собираю книги и очень люблю кататься на лыжах. Надеюсь, в скором времени всё это осуществлю во время отпуска. Но сегодня не до отдыха, ещё много дел.

– А что читаете?

– По настроению. Очень люблю Ги де Мопассана, Франсуазу Саган. Став руководителем «Массандры», перечитала «Капитал» Маркса. Такие книги – догма: прошли столетия, а они всё так же актуальны. Сейчас читаю технологическую и экономическую литературу.

– Что помогает вам принять правильное решение?

– Интуиция и моя команда, с которой я всегда советуюсь. Считаю, что при любой ситуации нужен мозговой штурм и командный подход. Меня окружают очень талантливые люди, такие же инициативные. И конечно, любимый муж и семья.

– Где вы видите себя через пять, десять и пятнадцать лет?

– Надеюсь, что через 5-10 лет буду там, где я нужна своему любимому делу.

– Допустим, вы выиграли 20 миллионов евро в лотерею. На что потратите?

– Если бы это случилось прямо сейчас, то я бы потратила всё до копейки на возрождение «Массандры».

– Есть качество, которое больше всего цените в мужчине?

– Порядочность. Собственно говоря, как и в любом человеке.

– Способность, которой вам хотелось бы обладать?

– Мозг использовать на 100%. Тогда, я знаю точно, я бы за 16-часовой день успевала в двадцать раз больше.

– Любите удивлять близких кулинарными шедеврами?

– Я обожаю готовить. Мне, наверное, этот талант перешёл от бабушки, потому что она не просто вкусно готовила, но и быстро. И когда у меня появляется свободная минута, я с огромным удовольствием стараюсь своих близких удивить.

Назад