» » Цель «Массандры» – 40 млн бутылок в год из собственного винограда. Интервью Янины Павленко «Деловому Крыму»

Цель «Массандры» – 40 млн бутылок в год из собственного винограда. Интервью Янины Павленко «Деловому Крыму»

 

ФГУП ПАО «Массандра» - это 8 винодельческих хозяйств и тысячи гектаров виноградников, растянувшихся цепью вдоль Южного берега Крыма - от Фороса до Судака. После воссоединения Крыма с Россией компания получила статус федерального предприятия, ее курирует Управление делами президента России. О новой винодельне в Гурзуфе, перспективных сортах вин и расширении сети фирменных магазинов «Деловому Крыму» рассказала генеральный директор «Массандры» Янина Павленко.


 Господдержка и новые виноградники

- Как на сегодня работает «Массандра»?

- Предприятие сегодня динамично развивается, мы выходим из достаточно сложного периода. Ведь в последние украинские годы агротехнические мероприятия на виноградниках не выполнялись в полном объёме, парк сельхозтехники не обновлялся. Износ только тракторного парка составлял 98%. Поэтому «наследство» оказалось непростым. В этом году нам оказали огромную поддержку – управляющий делами президента России Александр Сергеевич Колпаков по поручению Владимира Владимировича Путина передал «Массандре» целый автопарк - всего 41 единицу техники, плюс предприятием были куплены 10 тракторов. Постепенно наращиваем объемы производства. За январь-сентябрь 2016 года произведено 6,7 миллионов бутылок винодельческой продукции. Рост составил 116 %. Реализация за 9 месяцев составила почти 6,8 миллионов бутылок. К прошлому году рост 130%.

«Массандра» - крупнейшее в Крыму предприятие винодельческой отрасли, которое производит вино исключительно из своего винограда. За прошлый год мы перечислили в бюджеты всех уровней 987 миллионов рублей. Основной коллектив – 2,5 тысячи человек, в сезон сбора и переработки винограда мы привлекаем до тысячи дополнительных работников.

 

- Как планируется развивать предприятие?

- Сегодня в зависимости от урожая мы можем выпускать до 15 миллионов бутылок в год. Глобальная задача – увеличить производство до 40 миллионов бутылок в год. Это возможно исходя из всех производственных мощностей предприятия. Но на это потребуется до 10 лет. Для этого нам нужно повышать спрос на продукцию и высаживать виноград, параллельно перезакладывая существующие виноградники с низкой урожайностью.

 

- Сколько винограда собираете сейчас?

- Последние два года были засушливыми, это привело к снижению валового сбора. Кроме того, в августе этого года градом был поврежден урожай в филиале «Алушта» на площади 52 га, уже в сентябре от града пострадали 110 га виноградников филиалов «Морское» и «Судак». Мы планировали собрать более 15 тыс тонн, но собрали меньше, чем планировали. На объемы производства вина это не повлияет. Ведь «Массандра» часть винограда технических сортов продает в свежем виде. За счет уменьшения объема их реализации план переработки филиалы выполнят.

 

- А сколько всего виноградников у «Массандры»?

- Мы провели инвентаризацию пригодных для виноградарства земель и теперь знаем точную цифру: 3 912 гектаров под виноградниками и еще 1,5 тысячи гектаров свободных земель, на которых будем постепенно высаживать новые лозы.
Параллельно нужно повышать урожайность на существующих виноградниках. Дело в том, что 53% лоз - старше 20 лет, есть посадки возрастом старше 35 лет – их 276 гектаров. А продуктивность лозы с возрастом снижается. К тому же в украинский период многие виноградники высаживались без шпалеры – лоза просто лежала на земле. Зачем высаживать виноград и не ухаживать за ним – для меня загадка. Такие посадки сложно обработать, куст не формируется, их продуктивность минимальна. Поэтому первое, с чего мы начали – привели в порядок 86 гектаров виноградников, которые без шпалеры успели вступить в плодоношение. Сейчас они успешно формируются.

Динамика высадки винограда на сегодня такая: 11 га в 2014 году,18 га - в 2015 году, и 45 га – в 2016 году. Приживаемость весенней посадки этого года составила 98 % - это хороший показатель. Сорта универсальные, которые идут на производство как крепленых, так и сухих вин.
Есть планы значительно ускорить эту работу. Государство оказывает поддержку, дают деньги – только сажайте виноградники. В Крыму можно возместить до 80% затрат. Для этого нужно иметь статус сельхозтоваропроизводителя.

 

- У «Массандры» его нет?

- К огромному сожалению. И это проблема не только «Массандры», но и «Солнечной долины», «Коктебеля». Получается, что фактически мы и есть сельхозтоваропроизводитель. Мы не отходим от земли - выращиваем виноградники, получаем высококачественные плоды винограда, из него делаем вино, признанное во всем мире, но формально не имеем статуса, поскольку крепим его этиловым спиртом. Не крепили бы – имели бы статус. Но это была бы не «Массандра». Ведь применяемая заводом технология производства сложилась с XIX века, со времен князя Голицына. Это наша, русская школа крепления вина и у него есть свой потребитель, огромное число наград на международных конкурсах и менять ее нельзя, это будет другой продукт.

 

- Пытаетесь донести свою позицию до властей?

- Разумеется. Мы предлагаем внести изменения в постановление правительства РФ и включить в перечень сельхозпродукции всю винодельческую продукцию с защищенным географическим указанием (ЗГУ) – лицензию на вина с ЗГУ мы получили первыми в России.

Параллельно предпринят ряд мер для возможности получения субсидий в рамках региональной подпрограммы по развитию сельского хозяйства Крыма. Мы очень благодарны, что нас слышат как на крымском, так и на федеральном уровне – есть поддержка и Управделами России, в ведении которого мы находимся, и правительства РФ, и правительства Республики.

 

 На первом месте в России

- Вы упомянули спрос, он недостаточный?
- Недостаточный – это не совсем верно. Существующий уровень спроса позволяет нормально работать в нынешнем режиме. Но мы планируем увеличить производство – а для этого нужно учитывать предпочтения потребителей. Дело в том, что за 25 лет после развала СССР стала утрачиваться культура потребления вин, крепленых этиловым спиртом, которые производятся в Крыму, в «Массандре» и некоторых других предприятиях. Российский потребитель за эти годы отвык от наших вин. Сегодня покупатели нашей продукции – это в основном люди, которые помнят «Массандру» еще со времен СССР.

В прошлом году в России крепленые вина составляли всего 4% от рынка продаж. Все остальное – сухие, игристые, полусладкие вина.

 

-А какова доля «Массандры» в этих 4%?

- Больше половины - 55%. Мы по-прежнему на первом месте по продажам крепленых вин среди всех российских производителей. Основные продажи - в крупных городах России, лидер среди регионов – Москва и Московская область.

На крымском рынке мы продаем примерно одинаковый объем сухих и крепленых вин, поскольку на полуострове лучше развита культура потребления крепленого вина. В целом по России соотношение примерно 60% на 40% и спрос на сухие вина растет.

«Массандра», конечно, реагирует на изменение спроса и будет расширять производство сухих вин. Мы обязаны учитывать веления времени.

Мы открыли новый современный цех в Гурзуфе, где делаем сухие вина. Винодельня небольшая – мощность 10 тысяч декалитров в год, но мы планируем ее повысить. Оборудование современное, французское, компании «Bucher», все закуплено за средства предприятия.

Именно на этой винодельне мы проводим экспериментальные работы, используя виноград, выращенный в разных агроклиматических зонах. Ведь массандровские виноградники уникальны - они протянулись вдоль берега на 180 километров. Из одного сорта винограда, выращенного в разных терруарах, получаются разные вина. В прошлом году мы сделали 17 новых марок сухих вин, в этом году запланировали испытания новых – сухих, полусладких и даже игристых.

Сейчас мы планируем в «Гурзуфе» розлив нескольких марок прошлогодних красных вин, выдержанных в дубе. Это «Кефесия» (вино из автохтонного сорта винограда), «Сира», «Санджовезе». Кроме того, к розливу готовится «Мускат позднего сбора» - ягоду для этого вина собирают в октябре. Это вино успело получить «золото» на двух международных конкурсах. Год был жарким, ягода набрала 38-40% сахара, получилось натуральное сладкое вино с сахаристостью около 200 г/л.

Знаменитые эксперты, признанные в мире – французы и итальянцы - в восторге от качества полученного вина. Оно еще не разлито по бутылкам, не прошло дополнительную выдержку, но эксперты просто не верят, что это вина, рожденные в Крыму и на виноградниках «Массандры», предприятия, где сухие вин почти не производились.

Фирменная сеть и партнеры в регионах

- Какова стратегия развития сбыта?

- Конъюнктура рынка для нас резко изменилась. Ранее 60% продукции продавались на Украине и Крыму, а 40% шли на экспорт - это порядка 4 миллионов бутылок в год. На тот момент основным направлением экспорта была Россия. Причем в основном на экспорт шли крепленые вина. Сегодня объем экспорта пока небольшой, хотя есть рост. Практически весь объем производства мы продаем на внутреннем российском рынке.

Порядка 20% продукции реализуется в фирменных магазинах, они в основном расположены рядом с дегустационными залами и подвалами. Напомню, что в украинский период розничных продаж по сути не было – продукция реализовывалась через посредническую структуру. Российской «Массандрой» уже открыто 15 магазинов собственной розницы и 8 производственно-дегустационных комплексов.

Мы работаем над созданием сети фирменных магазинов в регионах, крупных городах России. Это сложная, но важная составляющая, которая быстро окупит себя.

Система прямых продаж в регионы еще не выстроена. Россия – огромная страна и нужно до каждой торговой точки донести нашу продукцию. Это для нас одна из главных задач - создать сеть прямых региональных продаж, наладить работу с торговыми сетями. Ресторанный и отельный сегмент нами тоже пока напрямую не охвачен.

 

- Что мешает наладить такие системные дилерские связи?

- Первые и главные задачи, которые нам пришлось срочно решать – налаживание производства и сохранение виноградарства. На момент моего прихода на должность гендиректора у нас не было даже лицензии на право производства алкогольной продукции. Надо было запускать завод с нуля.

Производство запустили, но скажу честно - проблемы, которые нам достались из «прошлой жизни», еще не решены. Подается много судебных исков от бывших фирм-«присосок» «Массандры», в отношении земли, объектов недвижимости, финансовых вопросов… Чтобы завершить эти процессы, понадобятся годы. А пока реагируем на самые острые и срочные вопросы. Гасим, где горит.

Вот один из примеров. В 2011 году у НИИ винограда и вина «Магарач» волюнтаристским решением отобрали и сравняли с землей винный подвал в селе Отрадное. А «Магарачу» в качестве компенсации решением Кабмина Украины передали все объекты недвижимости винзавода «Ливадия» - это старейшее винодельческое предприятие в составе «Массандры».

Таким образом, историческая винодельня, с которой, можно сказать, начиналась «Массандра», объединению уже не принадлежит. Мы надеемся на скорейшее решение этого вопроса, поскольку весь виноград с виноградников в районе Ялты перерабатывается именно на этом заводе.

  

Поставки в Китай и розлив для туристов

- Как идут поставки вин за рубеж: в какие страны, какие объемы? Есть ли прогресс?
-
На Восточном экономическом форуме мы заключили очередной контракт на 585 миллионов рублей на отправку нашей продукции в Китай. В Китай по данным на середину октября отправлены уже 60 тысяч бутылок. Кроме того, мы отправляем продукцию в страны СНГ – партиями по 15 тысяч бутылок. В Беларусь отправили три контейнера (всего 45 тысяч бутылок), готовим две партии в Казахстан.

Один из факторов, сдерживающих развитие экспорта - это то, что наши крепленые вина называются «винным напитком». Причина все в том же способе крепления...

 

- Российские нормы, как и в Западной Европе, запрещают называть вином продукты, крепленые этиловым спиртом из пищевого сырья. Но ведь эта проблема будет решена, когда «Массандра» начнет выпускать вино с защищенным географическим указанием (ЗГУ)?

- Да, очень скоро мы сможем, наконец, называть наше вино вином и на этикетках, а не «винным напитком». И сможем продавать вино на розлив.

 

- Чем будут отличаться этикетки первого в России вина с ЗГУ?

- Внешний вид этикетки - вопрос маркетинга, но на них точно будет напечатано крупными буквами - «Вино с защищенным географическим указанием «КРЫМ». Акцизные марки тоже будут особыми, они уже заказаны для печати в Госзнаке.

Введение защищенных географических указаний – это большой шаг вперед для российского виноделия. Чтобы получить лицензию ЗГУ, производитель должен вырастить виноград в Крыму, или купить выращенный здесь виноград, здесь же его переработать и разлить вино по бутылкам.

К сожалению, 85% продукции, на этикетках которой написано «Вина России», на самом деле производится из импортных виноматериалов. И лишь 15% вин - из винограда, выращенного в РФ.

В Крыму как раз лучше, чем в других регионах, сохранилась традиция производства вина из местного винограда. Хотя выращивать виноград в Крыму дороже, чем закупить виноматериал за границей. И сейчас крайне важно, чтобы Крым не стал регионом–«разливайкой».

 

- Что для этого делается?

- Любой инвестпроект в винодельческой области должен предусматривать закладку собственных виноградников - такова позиция Главы Республики Крым. И, конечно, если компания претендует на господдержку, статус резидента СЭЗ, она должна производить вино из собственного винограда.

Кроме того, широко обсуждается идея, которую озвучил здесь, в Крыму, Александр Николаевич Ткачев (министр сельского хозяйства РФ, - «ДК») - о поэтапном повышении пошлин на импортные виноматериалы. Это правильно, так создаются условия для развития виноградарства.

 

- Вы сказали, что ЗГУ позволит восстановить продажу вина на разлив…

- Да, мы ждем особые акцизные марки, которые буду размещаться на кегах. Со дня на день акцизная марка будет получена, и мы начнем продажу разливного вина в магазинах собственной розницы. Для нас это дополнительные продажи, а главное - расширение круга потребителей. Туристам, приезжающим в Крым, будет проще познакомиться с различными сортами вина, выбрать по вкусу.


Дегустации эффективнее рекламы
- Какие планы по развитию винного туризма?

- Это очень эффективное направление работы. Когда человек погружается в атмосферу уникального производства и хранения нашей продукции, а потом дегустирует вино - то в 99% случаев он становится стойким поклонником нашей продукции. Потом люди рассказывают своим близким - и результат получается лучше, чем от любой рекламы.

У нас работают дегустационные залы практически по всему побережью, не только на головном предприятии, но и в Алупке, Гурзуфе, Кипарисном, Алуште, Морском, Малореченском, Судаке. В самой «Массандре» открыты пять дегустационных залов, постоянно проходят экскурсии в винные подвалы.

Мы также открыли новый вид винного тура – «Окунись в виноделие». На винодельне в Гурзуфе желающие работают на виноградниках, перебирают ягоды, делают вино. Можно приехать, пожить в осеннем Крыму, мы обеспечим размещение, питание.

 

- Каково будущее винной коллекции «Массандры»?

- Во-первых, мы разработали новую методику оценки коллекционных вин - так что уникальная коллекция, крупнейшая в мире, больше не будет продаваться за бесценок. За первое полугодие мы реализовали 7,5 тыс. бутылок коллекционного вина, которое было оценено по новой методике на общую сумму 42,7 млн руб.

В этом году в коллекцию будут заложены порядка 12 наименований вина. В ниши для хранения уже отправлены «Мадера Массандра» урожая 2010 года, автохтонное вино «Кефесия» 2015 года, «Портвейн красный Ливадия» 2012 года. Отправятся в энотеку также две марки вина, которые не закладывались туда уже много лет - это «Марсала Массандра» (с 1918 года) и «Малага Массандра» - на сегодня в коллекции есть только урожай 1914 и 1915 годов.

Всего в этом году мы планируем заложить в коллекцию порядка 25 тысяч бутылок. Это намного больше, чем будет продано за год. Наша задача не только сохранить энотеку для следующих поколений, но и приумножить ее, как сокровищницу великой винодельческой страны.

 

Назад